С начала осени в аэропортах Сочи и Якутска произошли аварии. Оба раза самолёты выкатились за пределы взлётно-посадочной полосы. В связи с этим Росавиация и Минтранс уведомили все федеральные аэропорты страны о необходимости до 10 ноября 2018 года провести учения. Их цель в отработке действий оперативных служб в ходе аварийно-спасательных работ при выкатывании воздушного судна за пределы взлётно-посадочной полосы. Помимо этого проверяется готовность техники. А так же наличие необходимого оборудования и вещей первой необходимости.
Воронежский аэропорт в инициативном порядке заранее подготовил все необходимое материальное обеспечение для таких ситуаций. Поэтому было решено первыми в стране отреагировать на телеграмму из министерства и провести учения.
18 октября 2018 года на масштабной тренировке были задействованы:
- Региональные силовые структуры.
- ГУ МЧС России по Воронежской области.
- Управление Роспотребнадзора по области.
- Воронежский областной центр медицины катастроф.
- Воронежская региональная поисково-спасательная база.
В международном аэропорту Воронеж в качестве тренажера для отработки аварийных ситуаций используется Ту-134СХ — сельскохозяйственный. Созданный в середине 80-х на базе Ту-134А-3 самолет предназначался для картографирования, создания радиолокационных карт и мониторинга состояния почв.
Возле самолета ждет посадки на борт группа сотрудников аэропорта, выполняющих роли пассажиров.
Легенда учений такова. Лайнер, выполняющий рейс из-за границы, выкатился за пределы ВПП, подломил переднюю стойку шасси и загорелся.
По-настоящему сжечь самолет можно всего один раз. Поэтому для учений в корыте, позади самолета, поджигают мазут, а так же используют дымовые шашки.
По сигналу тревоги в режиме реального времени начинается отработка всех этапов ликвидации происшествия. Первыми приезжают пожарные машины. По нормативу они должны прибыть за три минуты. Параллельно с этим диспетчером передается команда в городское МЧС и Центр медицины катастроф, которые прибывают для оказания дальнейшей помощи.
Параллельно к месту происшествия подтягивается аэродромная техника. Тягачи, трап, автобусы, транспорт для багажа, краны и прочая машинерия. Все это необходимо для перевозки людей, сбора багажа, подъема и буксировки самолета. Чем быстрее будет освобождено место происшествия, тем скорее аэропорт вернется к своей обычной работе.
Пожарные расчеты аэропорта. На переднем плане пожарный аэродромный автомобиль на базе ракетного тягача МАЗ-543 «Ураган», 1991 года выпуска. Несмотря на возраст, машина до сих пор находится в работоспособном состоянии. Цистерна вмещает 12 тонн воды и 900 кг пенообразователя. Расход воды 60 кг/сек, дальность струи до 70 метров.
Легко себе представить изумленные лица пассажиров. Не часто увидишь в иллюминатор, как внизу тушат горящий самолет. Между прочим, пока шли учения, аэропорт работал в обычном режиме. За это время были приняты и отправлены несколько рейсов.
Полным ходом идет эвакуация пострадавших и передача в медицинскую службу. Далее происходит оказание доврачебной медпомощи и сортировка пострадавших по степени повреждений. На каждого пострадавшего заводится карточка с полной информацией о пассажире и его медицинском состоянии.
Извлечение из самолета тел погибших. На территории при необходимости выделяется специальная «зона зеро» если есть жертвы.
Всех пострадавших, кто может передвигаться самостоятельно, автобусом доставляют в здание аэровокзала. Остальным на месте оказывают медицинскую помощь. Получивших травмы развозят в медучреждения города.
Оборудование Воронежской региональной поисково-спасательной базы (РПСБ). Авиационный поисково-спасательный центр занимается поиско воздушных судов терпящих или потерпевших бедствие. Оказанием помощи экипажам и пассажирам.
Начальник поисковой и аварийно-спасательной службы аэропорта Александр Свиридов.
В заправщик можно откачать оставшееся в баках самолета топливо. После этого краном начинают поднимать нос воздушного судна. Как только носовую стойку привели в рабочее положение, самолет готов к буксировке.