Цифровая техника дает вроде бы много возможностей. В частности, для контроля параметров съемки и получившегося результата. Например, мы можем сразу оценить правильность экспонирования кадра. Наиболее важная задача такой проверки — проконтролировать света и недопустить там клиппинг. Многие пользуются гистограммой, которую показывает камера, для оценки экспозиции кадра и контроля за светами. Рассмотрим настройку камеры Nikon D500 для показа баланса белого UniWB.
Зачем нужен UniWB?
На самом деле, описанный выше подход работает очень плохо, поскольку не существует ни одной камеры, которая бы отражала гистограмму реальных RAW-данных. Все, что нам показывают на экране, независимо от того, снимаем мы в jpeg или raw, уже прошло коррекцию по балансу белого и контрастности. Фактически, мы смотрим на гистограмму JPEG-изображения, либо JPEG-изображения, встроенного в RAW-файл. При дневном свете мы можем не увидеть пересвета, тогда как в реальности в каком-то из каналов будет клиппинг. При искуственном свете может быть обратная ситуация и камера покажет вылет светов там, где его нет. Предлагаемый для камеры Nikon D500 UniWB файл поможет настроить отображение правильной гистограммы.
Старейшим и наиболее эффективным способом показать изначальный разбаланс каналов, каким он выглядит до установки баланса белого, является UniWB. Но штатными средствами установить в камере UniWB невозможно. Однако камере можно подсунуть готовый RAW-файл с уже выставленным балансом, почти точно совпадающим с UniWB. Идея получения такого файла заключается в синтезе специфической цветовой мишени на экране монитора и установке баланса белого по этой мишени. Баланс белого из файла с мишенью нужно установить в камере, как один из пресетов. Мы не будем рассматривать методику создания и съемки этой мишени. Ниже можно скачать уже готовый raw-файл Nikon D500 UniWB.
Для проверки того, насколько близок к UniWB баланс в получившемся файле, пропустим его через консольный конвертер dcraw, с параметрами командной строки: dcraw -w -v d500-uniwb.NEF. Если баланс точно соответствует UniWB, то коэффициенты экспокоррекции в каждом из четырех каналов должны быть равны единице.
2. Как видно, отклонение от идеального баланса белого составляет менее 1%. Это очень хороший результат.
3. В программе RPP (Raw Photo Processor) отклонение так же составляет 1%.
Установив пресет с балансом из uniwb-файла мы наконец-то сможем пользоваться гистограммой на экране камеры. Теперь она намного лучше показывает реальный взаимный баланс каналов и пересветы в каналах при любых условиях освещения. Сам файл в дальнейшем уже можно не хранить на флешке камеры.
Недостатки UniWB
UniWB никак не влияет на raw-данные, но у него есть и негативные стороны:
- Все изображения становятся зелеными: снимать в JPEG или видео нельзя.
- Мы больше не сможем делать пакетную проявку с балансом «As Shot».
Оба недостатка, впрочем, можно изящно обойти. Поскольку UniWB рассматривается только, как метод контроля экспозиции в светах, то при каждой смене световых условий выставляем параметры по первому кадру с UniWB. Остальные делаем с автонастройкой баланса. Можно делать и наоборот, если условия съемки меняются часто или не смущает зеленый цвет RAW-превьюшек.